Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
4.6. Демонстрация коллегиями адвокатов единства с государственным аппаратом
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24: «Юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган профессиональных ассоциаций избирается ее членами и выполняет свои функции без вмешательства извне».
Записка Генерального Секретаря ООН к докладу А/73/365 (2018); доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 88.
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 2 принципа V.
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 38: «Коллегии адвокатов не должны действовать как часть бюрократического аппарата и позволять государству контролировать профессиональную юридическую деятельность; они должны действовать как профессиональные ассоциации, занимающиеся защитой прав своих членов».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 23: «Коллегия адвокатов, как правило, считается независимой, если она в основном свободна от внешнего влияния и способна противостоять давлению извне в таких вопросах, как регулирование профессиональной деятельности, разработка и применение кодексов профессионального поведения и право адвокатов вступать в ассоциации. Контроль со стороны государства, будь то прямой или косвенный, исключается или сводится к минимуму, насколько это возможно». Специальный докладчик в этом выводе ссылается на International Bar Association, «The independence of the legal profession: Threats to the bastion of a free and democratic society» (2016), p. 8.
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/50/36 (2022), пункт 118: «Коллегии адвокатов должны быть независимыми и автономными профессиональными ассоциациями, создаваемыми для поощрения и защиты независимости и добросовестности адвокатов и защиты их профессиональных интересов. Государства должны признавать и поддерживать их статус и важные функции, которые они выполняют, воздерживаясь от вмешательства в их работу и функционирование».
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24.
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 56: «По мнению Специального докладчика, профессиональные юристы лучше, чем кто-либо другой, способны устанавливать квалификационные требования и процедуры допуска к профессии, и потому именно они должны проводить экзамены и выдавать профессиональные сертификаты (см. Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/64/181 (2009), пункт 34)».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 64: «Этические кодексы должны разрабатываться самими юристами».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 26: «Коллегии адвокатов должны иметь возможность вводить свои собственные правила и положения, самостоятельно принимать решения без влияния извне, представлять интересы своих членов».
Основные принципы, касающиеся роли юристов, преамбула.
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24.
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/71/348 (2016), пункт 112: «Ассоциации адвокатов должны представлять собой независимые и самоуправляющиеся профессиональные объединения адвокатов, учрежденные для поощрения и защиты независимости и неприкосновенности адвокатов, а также для обеспечения соблюдения их профессиональных интересов».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 22: «В целом миссия коллегий адвокатов <…> заключается в поощрении и защите независимости представителей юридической профессии».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 1 принципа V: «Необходимо разрешать адвокатам формирование профессиональных объединений <…>, которые самостоятельно или совместно с другими органами осуществляют задачи по укреплению профессиональных стандартов, обеспечению независимости и интересов адвокатов».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 3 принципа V: «Следует с уважением относиться к роли коллегий адвокатов или других профессиональных объединений адвокатов в защите своих членов и отстаиванию их независимости в отношении каких-либо неправомерных ограничений или нарушений».

Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 25: «Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами».
Записка Генерального Секретаря к докладу спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018): «В демократическом обществе коллегиям адвокатов отводится важнейшая роль в формировании условий для свободного и независимого занятия юридической практикой и обеспечении доступа к правосудию и защиты прав человека, в частности процессуальных прав и права на справедливое судебное разбирательство».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 5(а), (е) принципа V: «Коллегии адвокатов или другие профессиональные объединения адвокатов должны принимать все необходимые меры, в том числе по защите интересов адвокатов в соответствующих органах, в случае: а) ареста или задержания адвоката; е) публикации сообщений в прессе, которые требуют действий в интересах адвокатов».
Записка Генерального Секретаря к докладу спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018): «Они [коллегии адвокатов] защищают индивидуальных представителей юридической профессии, особенно когда последние не могут надлежащим образом защитить себя сами».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 105: «Основой мандата любой коллегии адвокатов должна быть защита ее индивидуальных членов, особенно в тех случаях, когда они не в состоянии сами себя защитить надлежащим образом».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 50: «У коллегий адвокатов не могут быть более высокие цели или интересы, чем защита независимости профессии и ее индивидуальных представителей, и они обязаны незамедлительно оказывать помощь своим членам, когда последние подвергаются преследованиям и запугиванию (см. E/CN.4/1998/39/Add.4, пункт 36)».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/50/36 (2022), пункты 6, 101: «Международные принципы и стандарты, касающиеся независимости юридической профессии и ее свободного осуществления, закрепленные, в частности, в Основных принципах, касающихся роли юристов, имеют исключительно важное значение и представляют собой основополагающие нормы, которыми должны руководствоваться как адвокаты, так и коллегии адвокатов или профессиональные ассоциации юристов; указанные принципы и стандарты должны также в полной мере пользоваться уважением органов государственной власти и соблюдаться ими».
Начиная с 2021 года представители руководства коллегий адвокатов открыто демонстрируют поддержку политического режима и нетерпимость к носителям иного мнения.

4 марта 2021 года на конференции Минской городской коллегии адвокатов председатель БРКА Виктора Чайчиц требовал от адвокатов не высказываться публично о неправомерных действиях властей (называя это «не лезть в политику»), одобрял давление на адвокатов со стороны властей за выражение мнения и заявил адвокатам «будете руководствоваться приказами государственных органов» [360], а председатель МГКА Алексей Шваков высмеивал адвокатов, которые защищали по административным делам арестованных участников протестов августа 2020 года, требовал от адвокатов прекратить выражение мнения в СМИ, говорил защитникам политзаключенных, что надо вести себя «чем тише, тем лучше», критиковал адвокатов за подписание петиций в поддержку коллег и против насилия [361].

В одном из интервью СМИ 9 марта 2021 года председатель БРКА Виктор Чайчиц призывал белорусов, которые подверглись репрессиям, «покаяться и поддержать президента» [362].

В октябре 2021 года В. Чайчиц, давая интервью, утверждал, что юристы должны быть за государство (в смысле – поддерживать политический действующий режим), что адвокаты сами виноваты в усилении государственного контроля адвокатуры, и о себе говорил: «Я никогда не сидел под плинтусом, смело высказывал свою прогосударственную и пропрезидентскую позицию» [363], имея в виду, что подобной позиции БРКА ожидает и от адвокатов.

С декабря 2021 года председатели коллегий адвокатов еженедельно стали делать доклады министру юстиции по видеосвязи (так называемые «селекторные совещания») [364], что несовместимо со стандартом о независимости и саморегулируемости коллегий.

В январе 2022 года в канале БРКА в Telegram [365] стали появляться публикации, в которых продвигалось послание А. Лукашенко, а также в Интернет попал документ, из которого стало известно о том, что у БРКА были планы [366] по доведению адвокатами до граждан этого послания, что никак нельзя связать с задачами адвокатуры.

В феврале 2022 года на должность председателя БРКА был согласован Минюстом Алексей Шваков, который ранее занимал должность председателя МГКА. В первом своем заявлении в качестве председателя БРКА он говорил не о защите интересов адвокатов и не о намерениях касательно адвокатуры, а о необходимости участия адвокатов в республиканском референдуме, который инициировала государственная власть [367].

21 апреля 2022 года Александр Лукашенко, принимая с докладом министра юстиции Сергея Хоменко, заявил, что «адвокатура должна быть под контролем, но должна действовать по закону и должна быть настоящей адвокатурой. Адвокат должен выполнять свои функции, не боясь ничего, но в то же время мы должны понимать, что это государственный человек. И его действия должны быть основаны на нормах закона, а не каких-то придуманных нормах – свободы слова и прочих свобод. Мы уже наелись этой свободы. Слава богу, увидели, какую свободу нам сюда несут» [368]. После этого министр юстиции С. Хоменко объявил, что «адвокат и нотариус – это государственные люди. Это люди, которые представляют государство» [369].

Таким образом, лица, занимающие высшие государственные должности, публично провозгласили, что независимой от государства адвокатуры быть не может. Возражений со стороны органов адвокатуры не последовало, что нельзя расценить иначе как согласие органов адвокатуры на отсутствие независимости профессии и прямое отречение от своего основного предназначения – защиты независимости профессии.

7 июля 2022 года состоялся съезд адвокатов Беларуси. В своем обращении к участникам съезда в присутствии ряда представителей различных ветвей государственной власти председатель БРКА Алексей Шваков заявил: «обязанность адвоката – это защита интересов государства» [370]. Тем самым было публично продемонстрировано, что адвокатские коллегии едины с государственным аппаратом, что не оставляет надежд на то, что органы управления адвокатуры намерены поддерживать позицию адвокатов, когда они выступают против действий государства, осуществляя защиту своих клиентов в уголовных, административных и ряде гражданских дел. Это не только подчеркивает уязвимость адвокатов Беларуси, но и подрывает доверие граждан к этому институту, от которого они ожидали бы защиты их прав и свобод, в том числе и прежде всего от действий государства.

Таким образом, гарантии адвокатской деятельности остались без защиты адвокатских ассоциаций, которые не только не сделали ничего для отстаивания принципов профессии, но и наказывали адвокатов за попытки бесстрашно и добросовестно следовать долгу защитника. Так закладывалась модель поведения о том, что адвокаты и адвокатура должны быть безропотны и безынициативны, и лишь такое положение поощряется государством. Те адвокаты, которые это не разделяют, вынуждены молчать.

Сопоставив описанные обстоятельства с международными правовыми стандартами об ассоциациях адвокатов, приходится констатировать, что нынешние коллегии в Беларуси не соответствуют качественным характеристикам профессиональной ассоциации адвокатов – они не являются независимыми, самоуправляемыми и саморегулируемыми объединениями, а также не выполняют задачи ассоциаций адвокатов по защите независимости профессии, интересов адвокатов и их неприкосновенности. Следовательно, адвокатура как институт, способный защищать независимость профессии ради верховенства права, в Беларуси отсутствует, что делает практически невозможным реализацию права на эффективное правовое представительство при защите прав человека и основных свобод, препятствует доступности правосудия и верховенству права.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda