Анализ законодательства Беларуси об адвокатуре и правоприменительной практики, подкрепленный конкретными примерами, сравнение законодательства и практики с международными правовыми стандартами приводят к выводу о том, что состояние адвокатуры и положение адвокатов в Беларуси не соответствуют международным стандартам этого института и права на юридическую помощь. В результате поступательных мер со стороны государства, начавшихся в конце 90-х годов прошлого столетия и резко усилившихся в период 2020–2022 годов, сформированы законодательные рамки адвокатуры, противоречащие ее принципам и сути, а также практика тотального контроля государством адвокатуры и адвокатов. Данные факторы, репрессии, уничтожение процессуальных и профессиональных гарантий адвокатской деятельности привели к тому, что институт адвокатуры фактически разрушен и не способен выполнять свою функцию участия в отправлении правосудия, защите прав и свобод граждан и верховенства права, обеспечения доступности юридической помощи, защиты независимости, профессиональных прав и интересов адвокатов, а именно:
1. Юридическое образование в Республике Беларусь не обеспечивает компетенции юристов в области международного права прав человека и профессиональной юридической этики. В юридическом образовании утвердилась идеология, основанная на отрицании универсальной роли прав человека и прямо призывающая к отказу от соблюдения международных принципов и стандартов.
2. В Беларуси отсутствует единая система повышения квалификации адвокатов в независимом учреждении, которое находилось бы в ведении ассоциации адвокатов. Существующие программы повышения квалификации адвокатов не предполагают изучение международных правовых стандартов и практики международных органов.
3. Допуск к профессии адвоката характеризуется дискриминационными условиями, в том числе приоритетом приема в адвокатуру лиц, направленных из правоохранительных органов, и закрытой, дискреционной процедурой, находящейся в ведении Министерства юстиции, которое согласовывает кандидатуры стажеров в адвокатуру и выдает лицензии на право осуществления адвокатской деятельности, что препятствует созданию справедливой конкурентной среды при приеме в адвокатуру.
4. Адвокаты в Беларуси лишены независимости и находятся под контролем Министерства юстиции, который осуществляется путем проведения проверок, аттестаций, вмешательства в дисциплинарную процедуру и непосредственного прекращения действия адвокатской лицензии.
5. Нарушение процессуальных прав адвокатов и права на защиту их клиентов приобретает критические масштабы, когда можно говорить о полном пренебрежении правами на доступ адвокатов в места изоляции, представление клиента и участие в деле, конфиденциальность отношений с подзащитным, доступ к материалам дела и информации. При этом законодательство не содержит достаточных мер по обеспечению этих прав, а средства защиты от их нарушений не являются эффективными.
6. Адвокаты в Беларуси подвергаются репрессивным практикам, несовместимым с гарантиями профессиональной деятельности: отстранению от ведения защиты, запугиванию и преследованию за выполнение профессиональных обязанностей, психологическому давлению, произвольным задержаниям и неправомерному лишению свободы. Адвокаты отождествляются с клиентами по признаку политических убеждений, подвергаются наказанию и лишаются своего статуса за выражение своего мнения как в публичном пространстве, так и в зале суда, чем подрывается их профессиональный иммунитет. Адвокаты лишены защиты против этих нарушений как со стороны коллегий адвокатов, так и со стороны органов государства и судов, которые игнорируют заявления о нарушении общепризнанных принципов права и стандартов прав человека.
7. Вследствие непрекращающихся репрессий и нарушения профессиональных и процессуальных гарантий адвокаты работают в атмосфере страха и постоянного риска лишиться своего статуса. Многие из них отказываются вести политически чувствительные дела и защищать политических деятелей, активистов, правозащитников, журналистов, а для тех, кто решается на это, созданы препятствия для выполнения своих обязанностей независимо и эффективно.
8. Механизмы, которые используются для прекращения статуса адвокатов, – процедура прекращения действия лицензии Министерством юстиции, аттестация в Минюсте и дисциплинарная процедура коллегий адвокатов – не являются независимыми и лишены гарантий справедливого разбирательства.
9. Коллегии адвокатов в Беларуси не отвечают сущностным признакам профессиональной ассоциации адвокатов как независимой, самоуправляемой и саморегулируемой организации вследствие сформированного за последние годы в законодательстве и реализуемого на практике фактического назначения органов управления коллегии Минюстом, зависимого положения адвокатов – членов этих органов от Министерства юстиции, а также реализации Минюстом своих полномочий по вмешательству в деятельность адвокатуры.
10. Коллегии адвокатов не выполняют своих задач и прямых обязанностей по отстаиванию независимости, профессиональных интересов и защите адвокатов ни в нормотворческом процессе, ни при нарушении профессиональных прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности. Органы самоуправления коллегиями не только демонстрируют пассивность и лояльность действиям государства, уничтожающим независимость адвокатов, но и сами стали инструментом подавления свободы слова, принципиальной позиции адвокатов, наказания адвокатов за их профессиональную деятельность и лишения их статуса.
11. Кардинальное ухудшение условий осуществления адвокатской деятельности, включая изменения законодательства об адвокатуре, которые исключили такие формы организации работы адвокатов, как бюро и индивидуальная практика, ежедневная работа адвокатов в атмосфере отсутствия независимости и страха перед возможными санкциями, латентное давление, препятствия эффективному выполнению адвокатами своих обязанностей, а также лишение более 60 адвокатов права на профессию и дискриминационные условия приема в адвокатуру привели к сокращению в 2020–2022 годах адвокатского корпуса не менее чем на 12 %. Количество адвокатов в Беларуси к июлю 2022 года составило 1780, то есть примерно 1 адвокат на 5 тысяч населения, что явно несовместимо с принципом доступности юридической помощи.
12. В Беларуси фактически отсутствует система бесплатной юридической помощи за счет государства: помощь адвоката, оказываемая в определенных случаях по уголовным делам без уплаты гонорара, оплачивается из бюджета с последующим взысканием этих сумм с осужденных; в остальных случаях, предусмотренных законом, бесплатная юридическая помощь оказывается за счет коллегий адвокатов, то есть за счет самих адвокатов. При этом адвокатам запрещено самостоятельно освобождать граждан от оплаты своей помощи и оказывать ее pro bono.
13. В итоге люди в Беларуси фактически лишены возможности получения эффективной юридической помощи со стороны независимых юристов, доступности такой помощи. Данная проблема усугубляется для тех, кто подвергается дискриминации и уголовному, административному преследованию по мотивам политических убеждений, поскольку именно в отношении их защитников-адвокатов применяются репрессивные практики. Это свидетельствует о невыполнении государством своих международных обязательств и конституционных гарантий по обеспечению права на юридическую помощь и права на защиту, права доступа к адвокату для всех лиц, находящихся на его территории и подпадающих под его юрисдикцию, без дискриминации по какому-либо признаку.