Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
Перемены в адвокатуре: от нового Закона об адвокатуре до июля 2020 года
Пакт, статья 14; Европейская конвенция по правам человека, заключена в Риме 4 ноября 1950 года, статья 6.
Конституция, статьи 22, 25, 26, 27, 60, 61, 62.
Венская декларация и Программа действий, принята на Всемирной конференции по правам человека в Вене 25 июня 1993 года, часть 1, пункт 27.
Основные принципы, касающиеся роли юристов, абзац 8 преамбулы.
«Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принята резолюцией 70/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года, цель 16.

Двухуровневая система основана на анализе положений Основных принципов, касающихся роли юристов, с учетом развития положений этого документа в практике Специальных докладчиков по вопросу о независимости судей и адвокатов (см. доклад Специального докладчика по вопросу независимости судей и адвокатов Диего Гарсии-Саяна от 23 марта 2020 года «Независимость судей и адвокатов», A/HRC/44/47).

Двухуровневая система основана на анализе положений Основных принципов, касающихся роли юристов, с учетом развития положений этого документа в практике Специальных докладчиков по вопросу о независимости судей и адвокатов (см. доклад Специального докладчика по вопросу независимости судей и адвокатов Диего Гарсии-Саяна от 23 марта 2020 года «Независимость судей и адвокатов», A/HRC/44/47).

Основные принципы, касающиеся роли юристов, раздел «Доступ к юристам и юридическим услугам».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов, A/71/348 (2016), пункт 26.
Таблица подготовлена на основании данных, представленных на официальном сайте Министерства юстиции (https://minjust.gov.by/directions/advocacy).

Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/naselenie-i-migratsiya/naselenie/).
Международные обзоры уровня правосудия и положения адвокатов в странах с точки зрения верховенства права: Беларусь находилась на 97-м месте среди 139 стран мира в 2021 году (https://worldjusticeproject.org/rule-of-law-index/country/2021/Belarus/).

Закон 2011 года дал неожиданные для исполнительной власти всходы – рост профессионального осознания роли адвокатуры и ответственности адвокатов перед обществом, запрос и попытки реализации требований самоуправления и независимости.

Были введены новые формы организации адвокатской деятельности: наряду с традиционной советской формой объединения адвокатов в юридические консультации появились адвокатские бюро и индивидуальная практика, которые обеспечивали большую независимость работы адвокатов (подробно см. в разделе 5.1 Главы II).

На 1 июля 2020 года в Беларуси работал 2072 адвоката, и в зависимости от организационной формы и региона соотношение выглядело следующим образом [52]:
Анализ статистики позволяет прийти к следующим заключениям.
Беларусь отличается крайне низким числом адвокатов на количество населения. Так, на середину лета 2020 года, исходя из данных, опубликованных на сайте Министерства юстиции, на 10 000 жителей приходилось два (!) адвоката [53], а в некоторых регионах эта цифра была даже еще ниже. Следует констатировать, что государство не смогло выполнить обязательство обеспечить доступ к адвокату: названное количество адвокатов не способно удовлетворить даже минимальный запрос на получение юридической помощи.

После того, как в стране был принят новый закон и введены три формы осуществления адвокатской практики, прошло около 10 лет, и к 2020 году уже 761 адвокат (более трети от общего числа адвокатов) работал независимо – либо в частном бюро, либо индивидуально. Тенденция к переходу адвокатов из юридических консультаций в новые образования – бюро – или к индивидуальной практике указывала на позитивные изменения, которые могли решить проблему низкого числа адвокатов в стране.

В случае дальнейшего развития самостоятельных форм организации института юридической помощи адвокаты могли бы решить вопросы, которые не смогло решить государство. Но только в том случае, если бы государственная политика в отношении адвокатов была направлена на укрепление института доступа к адвокату и реализацию индивидуального права на защиту, а не на сдерживание адвокатуры. Однако последовавшие вскоре изменения в Закон об адвокатуре превзошли самые пессимистические прогнозы: индивидуальная практика и бюро были ликвидированы как организационные формы обеспечения доступа к адвокату (см. разделы 5.1, 5.2 Главы II).
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda